С 1 сентября 2023 года во всех общеобразовательных организациях с 6 по 11 класс вводится Единая модель профориентационной деятельности. В её основу заложен профориентационный минимум для школьников 6-11 классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
Цели, задачи, направления и уровни реализации профессионального минимума можно изучить по ссылке https://bvbinfo.ru/profminimum
Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума (https://storage.yandexcloud.net/bvbpublic/profminimum/metod_recomend_profminimum.pdf )
Календарно-тематическое планирование по программе курса внеурочной деятельности «Россия — мои горизонты» 2023/2024 уч. год (https://storage.yandexcloud.net/bvbpublic/profminimum/KTP.pdf )
Обучающий курс по профориентации для родителей можно пройти на сайте проекта «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/for-parents
Приказ МБОУ "Юбилейная СОШ" об организации работы по внедрению Единой модели профориентационной деятельности
План профориентационной работы МБОУ "Юбилейная СОШ" на 2023/24 учебный год
Проблема выбора профессии является одной из главных в жизни каждого человека. Особо значимым является приобретение учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности и собственных возможностях, формирование умения включаться в общественно производительный труд и социальные отношения трудового коллектива.
Школа как важнейший функциональный элемент государства отражает состояние и тенденции развития общества и определяет его будущее. Ориентация обучающихся на профессиональный труд и выбор своего профессионального пути выступает как неотъемлемая часть образовательного процесса. Роль профориентации приобретает в настоящее время особую актуальность и значимость, так как:
Во-первых, мир профессий стал более дифференцирован, чрезвычайно динамичен и изменчив, количество вузов и направлений работы увеличилось в разы. Ежегодно появляется около 500 новых профессий, многие профессии сегодня «живут» лишь 5-15 лет, затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости.
Во-вторых, на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Это значит, что человеку надо стремиться овладевать не одной единственной профессией, а несколькими смежными. Социологи считают, что для многих молодых людей реальностью станет не просто смена мест работы, но и смена профессии 5-6 раз в течение жизни. Следовательно, профессиональный выбор стало делать все сложнее, соответственно, актуальность профориентационной помощи в этом - возросла.
Основные ступени и этапы управления профориентационной работой
I уровень - начальная школа (1-4 классы)
С помощью деятельности по профориентационной работе (ролевые и дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, родные детей, семейные праздники, конкурсы рисунков и т.п.) формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, опнимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.
II уровень - основная школа (5-7 классы)
Формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как спооб создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
II уровень - основная школа (8-9 классы)
Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
III уровень -средняя школа (10-11 классы)
Профессиональное самоопределение осуществляется на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у учащихся проявляется устойчивый интерес и способности. Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов, знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии.